Моя милиция меня...
Глава МВД РФ Рашид Нургалиев лично проверяет оснащенность своих подчиненных.
Фото: ИТАР-ТАСС
Если весь мир - театр, то МВД - театр клоунады. Или абсурда
Александр ГРИШИН — 01.04.2010
Пройдет еще два-три месяца, и милиция в одном из уральских городов станет исключительно культурной. Милиционеры ППС, подходя к распивающей компании, станут задаваться гамлетовским вопросом: «To be or not to be?» А инспектора ГИБДД, обращаясь к дамочке, сбившей кого-нибудь на переходе, с легкостью процитируют кусочек уже другой шекспировской драмы: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?»
А все потому, что с 1 марта милиционеры по приказу начальства завели себе специальные тетради. В которых после посещения музеев, театров, кино должны записывать свои положительные впечатления от увиденного. И не просто записывать, а еще и вклеивать билеты в театр для подтверждения. Не только свои, но и всей семьи. Начальство пообещало тетради периодически проверять и делать оргвыводы по их заполняемости. В других городах России «передовая» практика уже перенимается.
Все это называется не бредом сумасшедшего, а реформой МВД. В ее реальном воплощении.
«КУЛЬТУР-МУЛЬТУР» И ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС
Я не шучу. Не так давно министр внутренних дел подписал приказ
№ 80, в котором приказал сотрудникам ведомства использовать для морально-психологического обеспечения их работы следующие формы занятий (прошу извинения за долгое цитирование): «концерты, смотры, конкурсы и выставки самодеятельного художественного творчества; спортивно-театрализованные представления, вечера отдыха, детские и семейные праздники; коллективные посещения учреждений культуры, просмотр театральных спектаклей, кинофильмов, концертных программ; занятия в клубных любительских объединениях, кружках, студиях по различным отраслям и жанрам художественного и прикладного самодеятельного творчества». Там еще много чего понаписано про экскурсии в музеи, художественные галереи и иные «памятные места».
Естественно, все это сотрудники милиции должны делать за свой счет. Как сказал один сержант: «Получаю 12 100, жена - медсестра с зарплатой 6 тысяч, двое детей, 3500 коммунальных платежей. Теперь еще и в театры ходи всей семьей. А жрать что, билеты?» Но и билеты кушать нельзя. Ведь ими еще перед начальством отчитываться.
Ей-ей, не удивлюсь, если теперь патрули ППС начнут стрелять «лишние билетики» у театров, но только уже после представлений. А еще они смогут наладить бартерный обмен с другими службами. 100 использованных билетов, например, в обмен на «палки» по уголовным или административным делам. Ведь денег на «культур-мультур» и прочий высокохудожественный досуг у личного состава нет. Если, конечно, они не станут забирать их у граждан. Гражданам тоже совет: сходили в кино или театр, не выбрасывайте использованные билеты. Может, ими можно будет откупиться от какой-нибудь «административки».
Деньги в результате реформы сотрудникам только обещают. Президент говорил просто про рост зарплат, министр обещал значительное повышение. Сейчас на местах начальники ОВД, ГОВД и прочих УВД говорят о том, что рядовой сотрудник (до сержанта включительно) будет получать где 35 тысяч, где 40, а зарплата офицеров милиции вырастет до 40 - 60 тысяч рублей (см. таблицу «Какая зарплата у полицейских в разных странах»).
Согласитесь, по сравнению с нынешними средними по стране 12 тысячами у сержантского состава и 15 - 18 тысячами у офицеров повышение более чем достойное. В три раза. Но насколько оно достижимо? Высокопоставленный источник в Кремле не так давно сообщил корреспонденту «КП», что денег на реформу, по большому счету, нет: «Кудрин (глава Минфина РФ. - Прим. ред.) согласился дать деньги только для стимулирования сотрудников и для организации специализированного государственного жилищного фонда для МВД». При этом когда, что и где будет построено на средства фонда - неизвестно, а «стимулирование» в полную силу заработает тоже не сейчас, а после того как можно будет оценивать результаты работы сотрудников по новой системе критериев. Одна общая сплошная неизвестность. Реально сотрудники могут рассчитывать на повышение лишь за счет средств от сокращения своих коллег. То есть на 20%. И то не сейчас, а когда сократят все 20%. Из этого источника в кошелек обычного сотрудника милиции упадет не больше 2 - 3 тысяч. Ведь понятно
, что люди с большими окладами усидят на своих местах и делить между оставшимися придется довольствие таких же «земляных».
Может, что-то по поводу денег предусмотрено в бюджете? Тоже ничего подобного не наблюдается. Более того, России в ближайшие годы будет не до жиру. Государство готовится к дефициту бюджета. В прошлом году, по официальным данным, он составил около 2 трлн. рублей, в нынешнем и следующем (по прогнозам) - 2,9 и 1,9 трлн. соответственно.
Как рассказал недавно председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, по оценке экспертов МВД, на полноценную реформу необходимо 600 млрд. рублей. Сейчас же обещано («там вдали, за рекой») не больше 200. И то - непонятно когда. Но 600 млрд. рублей придется тратить ежегодно, а не разово на реформу.
Бюджет МВД на этот год составляет 461 млрд. рублей. Из них 266 млрд. - выплаты личному составу МВД и Внутренних войск. Сокращение 20% приведет к экономии 53,2 млрд. То есть по старым меркам на оставшихся сотрудников придется 213 млрд. рублей. Поднятие зарплат втрое потребует от властей только для обещанного оставшимся сотрудникам уровня доходов поднять эту статью расходов до как минимум 630 млрд. рублей в год. Где брать эти сотни миллиардов? Не в кошельках же граждан на улицах? Так что обещанного в этом случае, как в поговорке, минимум три года ждать. А как с пенсионерами МВД? Про них-то что, все заткнулись и молчат в тряпочку?
Понятно, что пример умозрительный, поскольку основные сокращения пойдут в конце года, и сокращаемым, а не увольняемым, положены дополнительные выплаты. И расчеты носят очень приблизительный характер. Но они имеют право на жизнь, чтобы было понятно, о суммах какого порядка идет речь. И о возможности заявленных преобразований по обеспечению финансовыми ресурсами. О людских поговорим попозже.
Так что, если государство не озаботится этой бюджетной статьей целевым образом, опер в Туле вряд ли будет получать больше уборщицы в Москве. Даже со всеми надбавками и «стимулирующими» доплатами.
Можно было бы строить определенные надежды на доплаты от местных властей - в некоторых регионах губернаторы и мэры ввели специальные надбавки для сотрудников милиции (СМ). В Москве она около 13 тысяч рублей (причем у рядовых и сержантов больше, чем у тех же офицеров). Но, во-первых, такая надбавка есть далеко не во всех регионах, во-вторых, в условиях кризиса местные бюджеты становятся все более убыточными и надбавки исчезают даже там, где были раньше. Ну а, в-третьих, начальство на местах пытается очень вольно с ними обращаться, грозя лишить по любому поводу. Но даже если бы все в этой сфере волшебным образом исправилось, то это ничего не изменит. Потому что президент четко сказал, что с 2012 года милиция будет финансироваться только из федерального бюджета. Переиначивая марш советских танкистов, можно было бы попытаться спеть: «Когда нам денег даст товарищ Кудрин». Но похоже, что в ответ у каждого вырвется: «Когда рак на горе свистнет».
С деньгами для реформы, уважаемые, полный... ну, в общем, непорядок. А что с другой составляющей реформы - сокращением?
Зато тут, похоже, активность милицейских руководителей уже зашкаливает. И вспоминается встречный план, хорошо знакомый жившим в СССР. Когда партия ставила задачу выполнить план на 101%, а «ликующие сознательные трудящиеся» брали на себя обязательства отработать на 104%. Недалеко ушли с тех времен, ей-ей. Президент поставил задачу сократить на 20%, министерство своими приказами обязало провести сокращения на 10% и 12%, а на местах некоторые уже готовы срезать своих сотрудников и на все 30%.
Отвечая на вопрос корреспондента «КП» о том, почему прекращен набор новых сотрудников МВД, источник в Кремле посетовал, что сейчас никто не знает, кого, где и в каких масштабах будут сокращать, а потому ответственные руководители предпочитают не набирать людей, не зная их судьбу в ближайшем будущем.
То ли знание уже появилось, то ли ответственность улетучилась, но сообщения сотрудников милиции с мест напоминают сводки о боях на линии фронта.
«ОВД районного центра. Личный состав 350 человек. Уволят 80 - 100 человек. Чуть ли не каждого третьего...»
«В УВД Тольятти, а также РУВД Тольятти сократят до конца года 12% из всех служб и подразделений (без исключения), а в 2011-м - еще 10% и тоже без исключения. Работать в принципе будет некому. Так что уже сейчас у нас большинство сотрудников забило на работу и ждет уведомления».
«ОВД «Кашира» сокращает 78 человек, всех - из числа работающих «на земле».
«Красноярский край. За первый год на свалку - 2961 человек. Всего планируют сократить 5428 сотрудников. Информация официально озвучена нач. ГУВД».
«Даже в маленьком ОВД численностью около 90 человек - кадровиков трое, да еще и помощника по кадрам сделали зачем-то замом! При этом сокращаем дежурную часть, ППСМ...»
«г. Москва, ОВД, сокращают 15 человек, 2 оперов, 1 инспектора ОК, тыл - 1 человек, 1 взводный, 1 УУМ, штаб - 2 человека, остальное ППС. Предварительно так. Работать некому, трындец».
И таких сообщений - больше сотни. Но что самое главное, нет в них ни единого принципа, ни какой-либо системы. Все отдано на откуп местному начальству для выполнения «плана» по сокращениям. Где режут «землю», где милицейские штабы, где есть возможность - незанятые вакансии. Говорят, нашелся один начальник ОВД, который предложил уволить своего зама и подал рапорт сам, мотивируя тем, что они уже пенсию заработали. Наверняка хороший профи.
Но вряд ли в результате сокращений уменьшится количество генералов и теплых мест в системе МВД на самом верху. К примеру, президент приказал вместо 20 территориальных ГУВД (Главных управлений внутренних дел) образовать всего 8. Но, как заметил один из офицеров милиции, вместо 1 генерала и его заместителей-полковников страна, скорее всего, получит 8 генералов-начальников и по 3 заместителя - каждого тоже на генеральской должности. То есть было 20 генералов, станет 32.
И насчет центрального аппарата тоже, знаете ли, есть сомнения. Благое дело, конечно, грядущее сокращение его до 10 тысяч человек. Как заявлено, практически вдвое. Благое, если не знать, что указом президента в недавнем 2004 году предельная численность для этой структуры устанавливалась в 2970 человек. Вот ведь как быстро расплодились.
Маховик крутится, жернова системы МВД перемалывают людей. Завтра начальники отчитаются о выполнении, послезавтра обнаружат, что реально работать (город патрулировать, преступления раскрывать) у них некому, а послепослезавтра наберут либо новичков, которые ничего не знают, не умеют, либо таких же потенциальных садистов и извергов, от преступлений которых общество трясется, открывая газеты. И не потому наберут, что хотят «как хуже», а потому, что кинутся с тем же рвением выполнять новый приказ: какой-нибудь «обеспечить штатное расписание». И вряд ли стоит рассчитывать на замещение нынешних «садистов и извергов» «белыми и пушистыми» друзьями старушек, ревнителями закона и борцами с коррупцией. Такие если встречаются, то уже давно работают в той самой системе МВД. Из которой, кстати, вполне могут вылететь в результате реформы.
Криминал и правоохранители Москвы и Нью-Йорка
Между тем стоит всего лишь задуматься над парой самой очевидных вопросов, чтобы нынешняя подготовка к сокращению стала выглядеть абсолютной нелепицей.
К примеру, в стране порядка 130 тысяч гаишников. Извините, если вдруг военную тайну раскрыл. Это много или мало? Если учесть, что в России за прошлый год произошло свыше 203 тысяч ДТП, погибли 26 084 человека, а 257 034 получили ранения. На каждый из этих случаев выезжали сотрудники ГИБДД. А еще ловили нарушителей, разруливали пробки и т. д. Почему не сравнить хотя бы оснащенность, загруженность сотрудников, нормативы? Почему не подумать, сколько милиционеров нужно на самом деле, и не сделать такой анализ по регионам. И тогда вдруг окажется, что в Кирове их, например, выше крыши? А в Новосибирске не хватает. Может, критерии окажутся иными, может, оценки. Но будет предметный разговор, а не механическое отрезание.
К примеру, сравним Москву и Нью-Йорк (см. таблицу «Криминал и правоохранители Москвы и Нью-Йорка»).
На одного полицейского в Нью-Йорке приходится вдвое больше людей, чем в российской столице. Но при этом жить в городе «Большого яблока» гораздо безопаснее, чем в Москве. При этом общее количество полицейских в США и сотрудников МВД в России примерно одинаково. Но населения в США вдвое больше, чем в России. Хотя по самым тяжким преступлениям - убийствам - мы их обогнали (см. таблицу «Количество преступлений»). С Германией лучше вообще не сравнивать. Если за весь 2005 год в считающемся в Германии криминальным городе Маннхайме (310 тыс. населения) было совершено 166 грабежей, то в Москве всего лишь за два обычных дня, например, в октябре 2006-го - 75 грабежей и 18 разбоев. Причем бюргеры очень сокрушаются, что они стали жутко криминализированной страной после прибытия эмигрантов из Польши, Украины, Турции, Югославии, России и т. д. Видимо, дело не только в количестве сотрудников. А вот по количеству милиции на душу населения мы находимся среди «лидеров» (см. таблицу «Количество граждан на одного сотрудника полиции»).
Почему не проанализировать сначала нынешнее штатное расписание МВД и не зачистить службы, которые занимаются исключительно бюрократией или дублируют друг друга (и не только в центральном аппарате МВД). А то ведь дело дошло до того, что не в самом высоком штабе, как заметил другой офицер милиции, есть «отдел по координации действий тыловых служб». Не удивлюсь, если в результате реформы появится «отдел по координации работы отделов по координации».
Но нет, сейчас явно не до этого. Вы не забыли - пора в театр, а потом билетики в тетрадь приклеивать, что «повысил, углубил» и так далее.
И пусть пацаны, которые гордо именуются группой немедленного реагирования (как объяснили мне сами сотрудники милиции, в большинстве случаев за этим красивым названием стоят обычные пэпээсники), выезжают на вызовы в некомплекте (вдвоем вместо трех человек в экипаже). Пусть они оставляют бронежилеты в багажнике, потому что не приучены соблюдать даже должностные инструкции. Пусть не знают, как страховать друг друга. Не научили их, не заточили на реагирование при смене обстановки. Пусть они погибли, наверное, еще и потому, что их так и не сделали профессионалами. Не до этого. Пора в театр. Министр приказал.
А потом - в морг.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Дядя Степа - бизнесмен
Страж порядка рекламировал поддельные документы в газете.
Креатива в этой рекламе явно не хватало. Скучные рубленые банальные фразы: «...помогу в решении сложных вопросов...», «...восстановление прав за короткий срок». Такие яркие слоганы, как «утром деньги - вечером права», в «частных объявлениях» отсутствовали. Но и без того отбоя от клиентов у 28-летнего преподавателя Дальневосточного юридического института МВД РФ не было. Бизнеса своего он не стеснялся.
- Наш подозреваемый хотел поднять свой уровень достатка, «работая» на этой ниве. Он дал частное объявление в газете, в котором обещал вернуть водительские права тем водителям, которые были лишены права вождения за те или иные нарушения, - прокомментировал «Комсомолке» старший помощник руководителя Следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Хабаровскому краю Илья Гудков. - Разумеется, за определенное вознаграждение. Так, когда к нему обратился один гражданин, он потребовал с него плату в размере 40 тысяч рублей в обмен на новое водительское удостоверение.
Разгневанный жадностью «бизнесмена из органов», бесправный водитель сдал его с потрохами следователям. Те же удивились наглости офицера - рекламировать свои услуги в открытую, не скрываясь, с таким они столкнулись впервые. 31 марта нечистый на руку офицер был задержан с поличным как раз в тот момент, когда состоялась его встреча с подсадным клиентом.
Уголовное дело против уже бывшего преподавателя возбуждено сразу по двум статьям - «мошенничество» и «изготовление и сбыт поддельных документов».
Михаил МАЛЫШЕВ («КП» - Хабаровск»)