Общеизвестно, что развитие брони и оружия идет в их непрерывной борьбе за лидерство.
Как только появились меч и стрелы, так в противовес им - щит и латы.
Появление стрелкового и, тем более, автоматического оружия надолго нарушило баланс в пользу средств поражения, попытки применить средства индивидуальной бронезащиты (СИБ) для солдат предпринимались пракьтчески в каждой войне. Все они, однако, заканчивались неудачей. Применялась, хотя и очень ограниченно, индивидуальная броня и в поздних войнах. В частности, в войне с белофинами (1939 г.) некоторые подразделения советской армии оснащались стальными противопульными нагрудниками СН-1, однако из-за их большого веса (более 7 кг) и неудачной конструкции они оказались малоэффективными.
Первая мировая и Великая отечественная войны прибавили к стрелковому оружию массу осколочных противопехотных средств, против которых у защиты также не оказалось альтернативы. Известные на тот период материалы не обеспечивали необходимого уровня защиты от этих средств. Не случайно последние крупные мировые войны характеризовались огромными потерями в живой силе с обеих воюющих сторон.
По оценкам американских аналитиков почти 80% потерь живой силы на поле боя было связано с поражениями осколками и лишь 20% приходилось на стрелковое оружие. Видимо поэтому первые бронежилеты, которые массово были применены, причем достаточно успешно, в военных действиях в Корее и Вьетнаме были именно противосколочными. И хотя уровень и качество этих бронежилетов по сегодняшним меркам был невысок, они по информационным данным позволили снизить потери со стороны американской армии на 70-75%.
Опыт американцев стал как бы толчком для развития СИБ и в других странах. Начались разработки бронежилетов в Великобритании, Германии, Швейцарии и др.
Кто же самый первый?
В начале 60-х годов были начаты такие работы и в СССР. В частности, институтом авиационных материалов (ВИАМ) была сделана попытка создать первый массовый бронежилет для армии. Такой жилет был создан. Он получил индекс 6Б1 и был выпущен в количестве нескольких сот штук. В качестве защитных материалов в нем использовался высокопрочный алюминиевый сплав в сочетании с тканью на основе капрона. Однако, весьма сложная конструкция защиты, состоящей из множества шестигранных элементов с специальными фасками для обеспечения их перекрытия, большой вес и недостаточный уровень защиты, по-сути, надолго похоронили эту первую попытку, а вместе с ней и идею создания индивидуальной брони в СССР.
О жилетах у нас вновь вспомнили лишь через 10 лет. Инициатором выступило МВД СССР, которое оказалось перед дилеммой - закупать импортные или попробовать создать свои - отечественные. Проблемы с валютой в стране направили исторический ход событий по второму руслу. Руководство МВД обратилось с просьбой к НИИ Стали разработать бронежилет, аналогичный полицейскому бронежилету швейцарской фирмы TIG. Был представлен и сам образец.
Обращение в НИИ Стали не было случайным. Институт к началу 70-х годов прочно закрепил за собой статус головного института по защите, успешно завершил ряд уникальных государственных заказов, связанных с обеспечением противопульной защиты, вел инициативные работы в области индивидуальной брони.
Уже через год в НИИ Стали был создан и выпущен первый бронежилет для милиции, получивший название ЖЗТ-71. Благодаря использованию в нем высокопрочного титанового сплава его уровень существенно превосходил уровень, заданный заказчиком. На базе данного бронежилета создаются несколько модификаций, в том числе ЖЗТ-71М и бронежилет против холодного оружия ЖЗЛ-74.
Бронежилет ЖЗТ-71М на тот период можно рассматривать как уникальный, поскольку он защищал не только от пистолетных, но и от ружейных пуль, кинетическая энергия которых почти в 6 раз превосходила энергию пули пистолета ТТ.
Для него пришлось разрабатывать специальную технологию прокатки титана, обеспечивавшую сочетание высокой прочности и вязкости, необходимой для реализации потенциальных защитных качеств титановой брони. Кроме того, в этом бронежилете был применен достаточно мощный (толщиной почти 20 мм) амортизатор, снижающий уровень так называемой запреградной травмы, т.е травмы при непробитии брони. Во всех названных жилетах использовалась так называемая “чешуйчатая” или “черепичная” схема размещения бронеэлементов. Один из недостатков такой схемы - наличие множества стыков-перекрытий, через которые велика вероятность проникания ножа или “подныра” пули. Чтобы уменьшить эту вероятность в жилете ЖЗТ-71М соседние бронеэлементы в ряду полуподвижно приклепывались друг к другу, а верхние края бронеэлементов имели специальные выступы-ловушки, препятствующие прониканию пули или ножа между рядов. В жилете ЖЗЛ-74 эта цель достигалась тем, что бронеэлементы, которые, кстати, изготавливались из специально разработанного алюминиевого сплава, располагались в два слоя, причем “чешуйки” в слоях ориентировались в разные стороны. Этим обеспечивалась высокая надежность защиты от любого холодного оружия. Конструкция защиты всех названные выше жилетов сегодня может показаться сложной и несовершенной. Однако, это связано не только с малым опытом разработчиков бронежилетов и отсутствием в то время современных защитных материалов, но и с чрезвычайно завышенными требованиями к защите от холодного оружия и к необходимой площади защиты.
Уже к середине 70-х годов этими бронежилетами были оснащены многие подразделения МВД и фактически до середины 80-х годов они оставались единственными средствами защиты для нашей милиции.
С середины 70-х годов НИИ Стали был поручен большой цикл работ по оснащению специальных подразделений КГБ, ставших в дальнейшем известными как групы “Альфа”. Пожалуй никто из основных заказчиков СИБ не внес столько ценного в формирующийся облик современного бронежилета, как сотрудники этого закрытого ведомства. В их лексиконе не было слова “мелочь”. Любая мелочь в критический момент могла стать для них роковой, поэтому тщательность, с которой отрабатывались совместно новые изделия СИБ и сегодня вызывает уважение. Сложнейшие медицинские, эргономические тесты, скрупулезная оценка эксплуатационных параметров в самых неожиданных ситуациях, бесконечные испытания защитных качеств вариантов брони - все это здесь было нормой.
Не случайно, что именно при сотрудничестве с этим ведомством НИИ Стали удалось создать серию бронежилетов, ставших классикой и прототипами для многих сегодняшних разработчиков и производителей жилетов. А жилеты типа “Визит” стали неотъемлемой частью гардеробов высшего руководства России, начиная с Горбачева и его супруги, лидеров многих стран СНГ и, даже, дальнего зарубежья.
Бронежилет "ВИЗИТ"
Что касается жилетов для армии, то здесь работы практически вплоть до конца 70-х годов так и не вышли из поискового этапа. Причины - весьма жесткие требования военных к бронежилету и отсутствие легких бронематериаов. Все предыдущие модели бронежилетов, как отечественные, так и импортные, использовали в качестве основы высокопрочный капрон или баллистический нейлон. Увы, эти материалы, обеспечивая в лучшем случае средний уровень противоосколочной стойкости, не были способны обеспечить более высокую защиту.
Украл ли СССР Кевлар у США?
Сегодня все признают, что революция в СИБ началась с появления высокомодульной арамидной нити Кевлар, разработанной в США в конгце 70-х годов фирмой Дюпон (DuPont), которая по прочности в 10 раз превосходила равновесомую стальную нить, а ткань из нее обладала вдвое лучшими, чем нейлон, баллистическим характеристиками. Однако мало кто знает, что российский аналог Кевлара - ткань ТСВМ была разработана, пусть чуть позже Кевлара, но совершенно независимо от него.
Когда в конце 70-х годов появилась информация о создании в США новой ткани с уникальными свойствами, в СССР уже велись работы по поиску новых баллистических материалов для СИБ, однако работы эти были далеки от завершения. Сдерживала межведомственная разобщенность, отсутствие у разраболтчиков жилетов информации о новых разработках предприяятий отечественной химической промышленности, излишняя секретность работ.
Сенсационная информация из-за рубежа подействовала словно адреналин на всех, кто так или иначе был связан с СИБ. По каким-то неведомым каналам НИИ Стали удалось выяснить, что в институте искусственых волокон (ВНИИИВ) разработаны и даже производятся волокна с характеристиками, аналогичными Кевлару. Тут же были организованы совместные инициативные исследования по созданию ткани из этого волокна. Буквально за квартал совместными усилиями был проведен громадный цикл работ по исследованию влияния всех текстильных параметров нового материала на его баллистичесие характеристики - толщины комплексных нитей и элементарных волокон, вида плетения и крутки и т.д. В результате родилась ткань, которая и по сей день является одной их основных, применяемых в СИБ российского производства, и которая ничуть не уступает знаменитому Кевлару.
Используя новую ткань НИИ Стали разработал и фактически подпольно, на швейных мощностях Центрального института швейной промышленности (ЦНИИШП) изготовил образец жилета. Это был конец 1978 года - года начала Афганской войны...
Если б не Афганистан - мы до сих пор ходили бы голыми.
10 февраля 1979 года в ЦК КПСС состоялось совещание по вопросу оснащения “ограниченного контингента советских войск в Афганистане” средствами защиты. На это совещание были приглашены потенциальные заказчики-военные, разработчики и производители бронежилетов. Пригласили на него и представителей НИИ Стали, ЦНИИШП. Можно только представить, каково было изумление ответственных работников ЦК, когда на вопрос - что надо сделать, чтобы в кратчайшие сроки разработать бронежилет для Афганистана - им было представлено готовое изделие с высочайшими для того времени защитными характеристиками.
Практически без доработок жилет был принят на вооружение, получил индекс 6Б2 и уже в конце марта 1979 года первая партия этих жилетов улетела в Афганистин.
Не надо быть большим специалистом в бронежилетах, чтобы понять какую гигантскую задачу решили за те короткие два месяца все, кто дорабатывал и испытывал бронежилет, кто фактически с нуля осваивал выпуск отечественного волокла и баллистической ткани ТСВМ, кто налаживал производство и в три смены шил эти бронежилеты.
На вопрос, что заставляло тогда всех так ответственно подойти к решению этой задачи, следовал простой ответ:”Там, в Афганистане, наши дети...”.
По существущей в то время концепции основное назначение армейского бронежилета - защита от осколков, что, собственно и обеспечивал жилет 6Б2. Афганистан, однако, оказался совсем не типичной боевой ареной, поэтому быстро внес коррективы в эту концепцию и потребовал применения более мощной защиты - защиты в том числе и от автоматического оружия. НИИ Стали пришлось срочно решать и эту проблему и уже с середины 1979 года в Афганистан начали поступать первые бронежилеты с защитой от пуль автомата и винтовки. Эти бронежилеты получили наименование 6Б3ТМ и 6Б4. Они имели круговую защиту от пуль АКМ и весили почти 10 кг. Позднее появились облегченые модификации этих жилетов с дифференцированной защитой груди и спины - 6Б3ТМ-01 и 6Б4-01.
Интересной особенностью жилетов 6Б3ТМ и 6Б3ТМ-01 является то, что в них использовалась титановая броня с дифференцированной по толщине твердостью. Разнотвердость в титане достигалась уникальной технологией его обработки с использованием ТВЧ.
Бронежилет 6Б4 имел керамическую броню на основе карбида бора и защищал в том числе и от пуль с термоупрочненным сердечником.
Завершающий и определяющий...
Завершающим в ряду российских жилетов первого поколения является серия бронежилетов 6Б5. Эта серия была создана НИИ Стали в 1985 году после проведения цикла научно-исследовательских работ по определению стандартизованых типовых СИБ. Серия 6Б5 базировалась на уже разработанных и находящихся в эксплуатации жилетах и включала 19 модификаций, отличающихся уровнем защиты, площадью, назначением. Отличительным признаком этой серии является модульный принцип построения защиты. т.е. каждая последующая модель в серии могла быть сформирована из унифицированных защитных узлов. В качестве последних предусматривались модули на основе тканевых структур, титана, керамики и стали. Жилеты эти до сих пор находятся на вооружении российской армии.
Перестройка и перекройка.
Новый этап российского бронежилетостроения начинается с конца 80-х - начала 90-х годов, т.е. с начала перестройки. Быстрый рост преступности, появление класса “новых русских” неожиданно вывели бронежилет из предмета чисто служебного в прибыльный коммерческий продукт. Спрос на них в эти первые годы значительно превышал предложение. Не случайно в России как грибы после дождя стали появляться фирмы и фирмочки, предлагающие эту продукцию. Уже через 3 года количество таких фирм перевалило за 50. Кажущаяся простота бронежилета привела в эту сферу массу фирм дилетантов, а порой и откровенных шарлатанов. В результате качество бронежилетов, котрые заполонили российский рынок резко упало. Оценивая один из таких “бронежилетов”, эксперты из НИИ Стали обнаружили однажды, что в качестве защитных элементов в нем исползовался обычный пищевой алюмини. Очевидно, что кроме как от удара поварешкой такой жилет больше ни от чего не защищал.
Тем не менее был у этого этапа и положительный момент - появление конкуренции. Именно конкуренция быстро расставила все на свои места: инициировала принятие ГОСТа на средства индивидуальной защиты (ГОСТ появился в 1995 году), ввела систему сертификации (первый Центр по сертификации был создан в 1993 году на базе испытательной баллистической лаборатории НИИ Стали), заставила бороться за заказчика снижением цены, повышением качества продукции и качества обслуживания. В результате сегодня практически все жилеты, имеющие официальный сертификат по крайней мере гарантируют приведенный в их паспорте уровень защиты. Но как это ни парадоксально, отличить сегодня “плохой” жилет от “хорошего” стало еще труднее, чем 6-7 лет назад. Зачастую ответ на этот вопрос может дать только длительная эксплуатация жилета в тех или иных условиях. Другими словами, критерий качества бронежилета сместился из защитной сферы в сферу эксплуатационную, в эргономику. Скорее именно эта сфера сформировала облик жилетов второго поколения.
Во-первых, значительно сократилась общая площадь, защищаемая бронежилетом, В большинстве жилетов она сегодня составляет не 50-60 кв.дм, как это было в жилетах первого поколения, а всего 30-40 кв.дм. Увеличение площади защиты ограничивает подвижность и обостряет проблемы, связанные с перегревом организма человека.
Во вторых, бронежилеты стали иметь более выраженную дифференциацию по уровню защиту различных зон в зависимости от их уязвимости. При этом резко сократилась область, усиленная бронеэлементами. Сегодня ими закрывают только так называемую область ЖВО - область жизненно важных органов, площадь которых не превышает 6-8 кв.дм по груди и столько же по спине. Соответственно, эту область уже можно закрыть двумя-тремя бронеэлементами или даже одним. Расчеты, а главное, статистика показывают, что такое уменьшение общей и усиленной площадей защиты незначительно влияет на вероятностные характеристики поражения обладателя бронежилета.
В третьих, обязательным атрибутом современного бронежилета стал климатический подпор, необходимый для обеспечения нормального теплового режима при работе в жилете. Разные фирмы по разному решают эту проблему: одни используют специальные поджилетники с сформированными каналими для естественной циркуляции воздуха, другие применяют специальные слои, работающие по принципу памперсов, третьи встраивают устройства для принудительной подачи охлажденного воздуха в пространство между телом и жилетом. Ясно одно, жилет, в котором не предусмотрена подобная система вряд ли можно рассматривать в качестве современного.
В четвертых, кардинально совершенствуется конструкция жилета. В нем появляются специальные системы, рационально распределяющие массу жилета на поясничную область, гасящие вторичные осколки, образующиеся при ударе пули в жесткие бронепанели и снижающие уровень запреградного действия пули при непробитии жилета до безопасного.
Наконец, в бронежилетах второго поколения используются и материалы второго поколения. Семейство арамидных тканей типа Кевлар пополнилось баллистическими материалами на основе высокомодульных полиэлиленов, обладающих в ряде случаев некоторыми преимуществами перед традиционным Кевларом. Броневой алюминий и титан вытесняются ультравысокопрочными сталями и композитами на основе прессованых тканевых структур, которые, учитывая специфику российского рынка оружия, оказались наиболее пригодными именно для этих условий. Керамика стала намного живучее, т.е. спобной выдержать несколько попаданий в небольшую площадь, появились технологии, позволяющие изготавливать профолированные керамические бронеэлементы большой площади - 6-8 кв.дм. И хотя прогресс в материалах не столь очевиден, тем не менее именно новые материалы позволяют существенно снизить массу жилета, что снова сказывается на его эргономических и эксплуатационных характеристиках.