Закон Республики Беларусь "О внутренних войсках МВД"
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь
«О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь»
Принят Палатой представителей 29 октября 2004 года
Одобрен Советом Республики 10 ноября 2004 года
СТАТЬЯ 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 3 июня 1993 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 21, ст. 252) изменения и дополнения, изложив его в новой редакции:
«ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь, порядок выполнения возложенных на них задач, гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь и членов их семей.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — внутренние войска) — государственная военная организация, предназначенная для защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства, конституционного строя, безопасности и суверенитета Республики Беларусь от преступных и иных противоправных посягательств.
Статья 2. Задачи внутренних войск
Основными задачами внутренних войск являются:
оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, режима чрезвычайного положения, военного положения;
охрана исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-трудовых профилакториев и осуществление совместно с их администрациями надзора за осужденными и лицами, содержащимися в лечебно-трудовых профилакториях;
конвоирование и охрана осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
участие в розыске лиц, совершивших побег из-под охраны и надзора в исправительных учреждениях, от войсковых караулов при конвоировании;
охрана особо важных государственных объектов и специальных грузов;
обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся авиационных боеприпасов, других неразорвавшихся боеприпасов в населенных пунктах, проведение работ по проверке сообщений об установке взрывных устройств, их обнаружению, обезвреживанию и уничтожению на всей территории Республики Беларусь;
участие в территориальной обороне Республики Беларусь.
При возникновении обстоятельств, представляющих угрозу безопасности граждан, деятельности организаций и общественному порядку, а также в интересах обороны Республики Беларусь внутренние войска могут привлекаться для выполнения других задач в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Статья 3. Принципы деятельности внутренних войск
Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, соблюдения прав и свобод человека, единоначалия, централизации управления.
Статья 4. Правовая основа деятельности внутренних войск
В своей деятельности внутренние войска руководствуются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства, в том числе международными договорами Республики Беларусь.
Статья 5. Деятельность внутренних войск по защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан
Внутренние войска защищают жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан от преступных и иных противоправных посягательств независимо от гражданства, социального, имущественного и иного положения, пола, расовой и национальной принадлежности, возраста, образования, языка, места жительства, религиозных и иных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
Военнослужащим внутренних войск запрещается допускать обращение, унижающее человеческое достоинство.
Военнослужащие внутренних войск при выполнении задач, возложенных на внутренние войска, могут ограничивать права и свободы граждан в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, в интересах обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Статья 6. Состав внутренних войск
В состав внутренних войск входят:
органы военного управления;
специальные милицейские соединения и воинские части;
соединения и воинские части по охране исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-трудовых профилакториев, конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
соединения и воинские части оперативного назначения;
учреждения и воинские части по обеспечению деятельности внутренних войск;
учреждения образования, осуществляющие подготовку кадров по специальностям военного профиля, учебные воинские части.
Статья 7. Руководство и управление внутренними войсками
Руководство внутренними войсками осуществляет Министр внутренних дел Республики Беларусь, а непосредственное управление - командующий внутренними войсками, который по должности является заместителем Министра внутренних дел Республики Беларусь.
Для обеспечения управления внутренними войсками создается главное управление командующего внутренними войсками. В главном управлении командующего внутренними войсками образуется Военный Совет внутренних войск. Деятельность главного управления командующего внутренними войсками и Военного Совета внутренних войск осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.
Министр внутренних дел Республики Беларусь:
издает нормативные правовые акты по вопросам организации деятельности внутренних войск во исполнение законов Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь, а также контролирует их исполнение;
утверждает штат главного управления командующего внутренними войсками, а также состав Военного Совета внутренних войск;
вносит в установленном порядке предложения по формированию соединений и воинских частей внутренних войск;
представляет в установленном порядке к назначению на воинскую должность командующего внутренними войсками, его заместителей и к присвоению офицерам воинского звания «полковник», а также воинских званий высшего офицерского состава;
назначает по ходатайству командующего внутренними войсками офицеров на воинские должности и освобождает от воинских должностей руководящий состав внутренних войск, за исключением командующего внутренними войсками и его заместителей;
присваивает в пределах своей компетенции воинские звания офицерскому составу;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Командующий внутренними войсками:
несет персональную ответственность за поддержание боевой и мобилизационной готовности внутренних войск и успешное выполнение возложенных на них задач;
утверждает штаты соединений и воинских частей внутренних войск;
издает в пределах своей компетенции правовые акты, регламентирующие деятельность внутренних войск;
решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы о порядке прохождения военной службы военнослужащими и установления трудовых отношений с гражданским персоналом внутренних войск;
назначает в пределах своей компетенции офицеров на воинские должности и освобождает от воинских должностей включительно до заместителей командиров соединений, начальников управлений главного управления командующего внутренними войсками;
принимает меры по обеспечению внутренних войск вооружением, боевой и специальной техникой, специальными средствами и иным имуществом, созданию учебной и материальной базы, необходимых социально-бытовых условий для военнослужащих внутренних войск;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере деятельности внутренних войск
Президент Республики Беларусь в сфере деятельности внутренних войск:
осуществляет общее руководство внутренними войсками;
назначает на воинскую должность и освобождает от воинской должности командующего внутренними войсками и его заместителей;
утверждает структуру, численность внутренних войск и их дислокацию;
утверждает перечень вооружения, боевой и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении внутренних войск;
привлекает внутренние войска для усиления охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, режима чрезвычайного положения, военного положения;
утверждает перечень особо важных государственных объектов и специальных грузов, подлежащих охране внутренними войсками;
устанавливает перечень воинских должностей во внутренних войсках, подлежащих замещению высшими офицерами, и соответствующие им воинские звания;
устанавливает нормы и порядок материально-технического обеспечения внутренних войск;
принимает решения по вопросам правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск и членов их семей;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 9. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере деятельности внутренних войск
Совет Министров Республики Беларусь в сфере деятельности внутренних войск:
обеспечивает исполнение решений Президента Республики Беларусь по вопросам правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск и членов их семей;
организует оснащение внутренних войск вооружением, боевой и специальной техникой, специальными средствами, а также иными материальными средствами и ресурсами;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Статья 10. Полномочия органов местного управления и самоуправления в сфере деятельности внутренних войск
Органы местного управления в сфере деятельности внутренних войск:
участвуют в рассмотрении предложений по формированию соединений и воинских частей внутренних войск;
оказывают содействие внутренним войскам в создании необходимых условий для их деятельности;
обеспечивают реализацию гарантий правовой и социальной защиты военнослужащих внутренних войск и членов их семей;
обеспечивают призыв и поступление граждан на военную службу во внутренние войска;
предоставляют соединениям и воинским частям внутренних войск служебные и жилые помещения, коммунальные, бытовые и другие услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
обеспечивают потребности внутренних войск в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам, предоставляют для дислокации внутренних войск земельные участки.
Органы местного управления могут устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты для военнослужащих внутренних войск, не предусмотренные Законом Республики Беларусь от 13 ноября 1992 года «О статусе военнослужащих» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., №28, ст. 497).
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают участие в обеспечении деятельности внутренних войск в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 3
ВОЕННАЯ СЛУЖБА ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ
Статья 11. Военная служба во внутренних войсках
Внутренние войска комплектуются военнослужащими на основе призыва граждан на военную службу, а также добровольного поступления граждан на военную службу по контракту в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Условия, порядок и сроки прохождения военной службы военнослужащими внутренних войск, их статус, права и обязанности, порядок перемещения по службе, присвоения воинских званий, аттестации, увольнения и предоставления гарантий правовой и социальной защиты определяются настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Статья 12. Подготовка кадров внутренних войск
Подготовку и повышение квалификации кадров по специальностям военного профиля для внутренних войск осуществляют учреждения образования Республики Беларусь, а также учреждения образования других государств в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Подготовка прапорщиков, сержантов, младших специалистов по отдельным специальностям военного профиля организуется на занятиях и учебных сборах в учебных частях и подразделениях внутренних войск, а также на договорной основе в учебных центрах Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Статья 13. Порядок и условия исполнения обязанностей военной службы военнослужащими внутренних войск
Порядок и условия исполнения обязанностей военной службы военнослужащими внутренних войск устанавливаются общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь, иными законодательными актами Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
ГЛАВА 4
ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
Статья 14. Особенности статуса военнослужащих внутренних войск
Статус военнослужащих внутренних войск определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О статусе военнослужащих».
Особенности статуса военнослужащих внутренних войск определяются настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
На военнослужащих внутренних войск при исполнении ими обязанностей милиции распространяется статус работника милиции.
При выполнении задач, возложенных на внутренние войска, военнослужащие внутренних войск являются представителями власти и находятся под особой защитой государства.
Законные требования военнослужащих внутренних войск при выполнении задач, возложенных на внутренние войска, являются обязательными для исполнения должностными лицами и иными гражданами.
Невыполнение законных требований военнослужащих внутренних войск, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на внутренние войска задач, влекут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.
Статья 15. Права военнослужащих внутренних войск
Военнослужащим внутренних войск в целях выполнения возложенных на них задач предоставляется право:
производить в установленном порядке обыск осужденных в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях, лиц, содержащихся под стражей, при их конвоировании или задержании в результате розыска, досмотр транспортных средств и грузов на контрольно-пропускных пунктах охраняемых объектов, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, производить личный досмотр граждан и их вещей при следовании через контрольно-пропускные пункты таких объектов;
производить оцепление (блокирование) районов местности, отдельных строений и объектов при розыске бежавших осужденных, лиц, содержащихся под стражей, лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях, и лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, при пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка и иных антиобщественных действий в населенных пунктах, чрезвычайных ситуациях, а также при обезвреживании и уничтожении неразорвавшихся боеприпасов и взрывных устройств;
применять в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь, физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику;
передавать для временного размещения в места содержания под стражей и исправительные учреждения лиц, конвоируемых на выездные судебные заседания, и задержанных бежавших осужденных и лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях;
требовать при выполнении задач по охране общественного порядка от должностных лиц и иных граждан соблюдения общественного порядка;
проверять при выполнении задач по охране общественного порядка у лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, документы, удостоверяющие их личность;
задерживать лиц, совершивших правонарушения, производить их личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств;
изымать в установленном порядке документы, предметы и вещи, которые могут явиться вещественными доказательствами совершения правонарушений;
передавать лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, работникам милиции;
входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов, в любое время суток в жилище или иные законные владения граждан, в помещения и (или) иные объекты организаций (кроме помещений и иных объектов дипломатических представительств, консульских учреждений и иных представительств иностранных государств, международных организаций, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом, и помещений, в которых проживают сотрудники этих представительств, учреждений, организаций и их семьи) и осматривать их при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление, возникла чрезвычайная ситуация или находится лицо, подозреваемое (обвиняемое) в совершении преступления либо скрывшееся от органов, ведущих уголовный процесс, уклоняющееся от исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности, либо для пресечения общественно опасных деяний, угрожающих жизни и здоровью граждан, либо для проверки сообщений об установке взрывных устройств с последующим уведомлением в установленном порядке прокурора;
производить личный обыск лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, доставлять их в милицию и составлять в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь протоколы;
использовать беспрепятственно средства связи, транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам или гражданам (кроме транспортных средств дипломатических представительств, консульских учреждений и иных представительств иностранных государств, международных организаций, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом, и транспортных средств оперативного назначения) для преследования бежавших осужденных, лиц, содержащихся под стражей, лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, и доставления их в милицию, а равно в иных случаях, не терпящих отлагательства, с последующим возмещением убытков в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 16. Обязанности военнослужащих внутренних войск
Военнослужащие внутренних войск в целях выполнения возложенных на внутренние войска задач обязаны:
участвовать в охране общественного порядка, пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;
принимать в установленном порядке участие в обеспечении режима чрезвычайного положения, военного положения;
охранять исправительные колонии, лечебные исправительные учреждения и лечебно-трудовые профилактории;
осуществлять совместно с администрациями исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-трудовых профилакториев надзор за осужденными в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, в том числе за находящимися на лечении в организациях здравоохранения, и лицами, содержащимися в лечебно-трудовых профилакториях;
пресекать совместно с администрациями исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-трудовых профилакториев беспорядки и нарушения правил внутреннего распорядка, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, совершаемые осужденными и лицами, содержащимися в лечебно-трудовых профилакториях;
конвоировать осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на судебные заседания Верховного Суда Республики Беларусь, областных, Минского городского и военных судов, их выездные судебные заседания и обратно, охранять указанных лиц во время судебных заседаний, а также конвоировать этих лиц в исправительные учреждения и места содержания под стражей;
брать под стражу и освобождать из-под стражи лиц на основании постановления (определения) суда (судьи), приговора суда;
участвовать в розыске лиц, совершивших побег из-под охраны и надзора в исправительных учреждениях, от войсковых караулов при конвоировании;
охранять особо важные государственные объекты и специальные грузы;
задерживать, производить личный досмотр, опрос и передавать в милицию лиц, пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, доставивших на эти объекты запрещенные предметы, осуществляющих незаконный вынос (вывоз) имущества с этих объектов или совершивших нападение на них, а также совершивших побег из-под охраны и надзора или из-под стражи;
участвовать в операциях, проводимых по специальным или постоянно действующим планам милиции;
участвовать в освобождении заложников, захваченного железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна, специальных грузов, боевой и специальной техники и других объектов;
производить обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся авиационных боеприпасов, других неразорвавшихся боеприпасов в населенных пунктах, осуществлять проверку сообщений об установке взрывных устройств, производить обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывных устройств на всей территории Республики Беларусь;
участвовать в ликвидации пожаров, последствий взрывов и аварий на охраняемых объектах и отражении нападений на них;
участвовать в территориальной обороне Республики Беларусь.
Статья 17. Ответственность военнослужащих внутренних войск
За злоупотребление властью, превышение власти и служебных полномочий, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, совершение иных правонарушений военнослужащие внутренних войск несут ответственность, установленную законодательными актами Республики Беларусь.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих внутренних войск устанавливается Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Республики Беларусь, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.
ГЛАВА 5
ПРИМЕНЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ,
ОРУЖИЯ, БОЕВОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Статья 18. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники
Военнослужащие внутренних войск при выполнении возложенных на них задач имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику, если иными способами выполнение возложенных на них задач не представляется возможным.
Физическая сила, специальные средства, оружие, боевая и специальная техника применяются исходя из складывающейся обстановки в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Применению физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники должны предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого они применяются, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия.
Военнослужащие внутренних войск, выполняющие возложенные на них задачи, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости при отсутствии у них оружия, специальных средств, а также боевой и специальной техники или невозможности их применения вправе использовать подручные средства для отражения общественно опасных посягательств.
В случае, если избежать применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники невозможно, военнослужащие внутренних войск обязаны принять все возможные меры для обеспечения безопасности граждан и стремиться причинить наименьший вред их здоровью, чести, достоинству и имуществу, а также принять меры по оказанию пострадавшим медицинской помощи.
Военнослужащий внутренних войск, применивший физическую силу, специальные средства, оружие, боевую или специальную технику, повлекшие причинение вреда здоровью человека, незамедлительно докладывает об этом непосредственному командиру (начальнику). О происшедшем в установленном порядке уведомляется прокурор.
Применение военнослужащими внутренних войск физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники с превышением их полномочий влечет ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.
Статья 19. Применение физической силы
Военнослужащие внутренних войск имеют право применить физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, для предупреждения и пресечения правонарушений, самообороны, преодоления противодействия их законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них задач.
Статья 20. Применение специальных средств
При исполнении обязанностей военнослужащие внутренних войск имеют право применять наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспорта и другие специальные средства, в том числе служебных животных, в случаях:
отражения нападения на военнослужащих внутренних войск и (или) работников милиции и иных граждан;
освобождения заложников;
отражения нападения на здания, помещения, сооружения и (или) транспортные средства независимо от их принадлежности либо для их освобождения;
пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям военнослужащих внутренних войск и иных лиц, исполняющих служебные обязанности или гражданский долг по охране общественного порядка, предупреждения и пресечения правонарушений;
пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка либо действий, направленных на разрушение и (или) уничтожение имущества всех форм собственности;
задержания и доставления в милицию лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, лиц, совершивших административные правонарушения, а также конвоирования и охраны осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях, которые оказывают неповиновение или сопротивление, а равно имеются основания полагать, что они могут совершить побег, причинить вред окружающим и себе;
задержания лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, находящихся в помещениях и других труднодоступных местах;
в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.
Вид специального средства и интенсивность его применения определяются правилами их применения с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения на военнослужащих внутренних войск и (или) работников милиции, иных граждан либо других действий, угрожающих жизни или здоровью граждан.
Статья 21. Применение и использование оружия
Военнослужащие внутренних войск в целях выполнения возложенных на них задач в случае, если другие способы и средства в обеспечении их выполнения оказались неэффективными, имеют право на применение оружия в отношении лица:
совершающего нападение на военнослужащего внутренних войск и (или) работника милиции, иных лиц, когда их жизнь или здоровье подвергаются опасности;
участвующего в групповом или вооруженном нападении, сопряженном с применением оружия либо взрывчатых веществ или взрывных устройств, поджогов и (или) других общеопасных способов, использованием транспортных средств, машин или механизмов, на жилище или иные законные владения граждан, помещения и (или) иные объекты организаций либо воинских частей, охраняемые объекты, часовых, других лиц караула, войскового наряда или караульное помещение в целях пресечения данного нападения;
совершающего действия, непосредственно направленные на насильственное завладение находящимися у военнослужащего внутренних войск специальными средствами, оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, боевой или специальной техникой;
совершающего захват или удержание лица в качестве заложника;
застигнутого при совершении действий, предусмотренных абзацами вторым — пятым части первой настоящей статьи, и пытающегося скрыться;
осужденного или лица, содержащегося под стражей, оказывающих вооруженное сопротивление или совершающих побег из-под стражи;
оказывающего неповиновение требованию военнослужащего внутренних войск немедленно сдать (положить) оружие, взрывчатое вещество, взрывное устройство или другой предмет, специально приспособленный для нанесения телесных повреждений, применение которых может угрожать жизни или здоровью военнослужащего внутренних войск и (или) работника милиции, иных лиц.
Совершение лицом действий, запрещенных ему военнослужащим внутренних войск и выражающихся в попытке приблизиться к военнослужащему внутренних войск ближе указанного им расстояния, прикоснуться к оружию, достать без разрешения что-либо из одежды или ручной клади, либо иных действий, которые могут быть истолкованы военнослужащим внутренних войск как угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья его или иных лиц, предоставляет военнослужащему внутренних войск право применить оружие в соответствии с настоящим Законом.
Запрещается применять оружие:
при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица;
в направлении огнеопасных и взрывоопасных, а также содержащих сильнодействующие ядовитые вещества складов (хранилищ);
в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного или группового нападения на военнослужащих внутренних войск и (или) работников милиции, иных граждан.
Военнослужащий внутренних войск имеет право на использование огнестрельного оружия для:
подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни или здоровью граждан;
остановки транспортного средства путем его повреждения, если данное транспортное средство используется осужденным для совершения побега.
Военнослужащий внутренних войск имеет право на применение оружия, в том числе огнестрельного, и на использование огнестрельного оружия также в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь
Военнослужащий внутренних войск вправе привести в готовность оружие, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения или использования.
Статья 22. Применение боевой и специальной техники
Боевая и специальная техника, состоящая на вооружении внутренних войск, применяется в случаях:
освобождения заложников, захваченного железнодорожного подвижного состава, воздушного или водного судна, специальных грузов, боевой и специальной техники и других объектов;
защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если пресечь это нападение иным способом не представляется возможным;
обеспечения режима чрезвычайного положения, военного положения;
отражения группового или вооруженного нападения, в том числе с использованием транспортных средств, на военные городки, воинские эшелоны (транспорт), транспортные колонны, охраняемые объекты, специальные грузы, жилые помещения граждан, помещения, занимаемые государственными органами и иными организациями;
подавления сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащих внутренних войск или работников милиции о прекращении противоправных действий и сдаче оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и боевой техники, имеющихся у этих лиц;
в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.
ГЛАВА 6
ФИНАНСИРОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
Статья 23. Финансирование внутренних войск
Финансирование внутренних войск осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Статья 24. Материально-техническое и медицинское обеспечение внутренних войск
Жилые помещения, здания и сооружения главного управления командующего внутренними войсками, военных городков соединений и воинских частей внутренних войск, учебные объекты, технические средства охраны и обучения, а также оружие и боеприпасы, боевая и специальная техника, иное имущество, используемое внутренними войсками для выполнения возложенных на них задач, закрепляются в установленном порядке за внутренними войсками на праве оперативного управления.
Строительство, реконструкция или предоставление объектов для расквартирования соединений и воинских частей внутренних войск производятся в порядке и по нормам, установленным для Вооруженных Сил Республики Беларусь, за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Содержание военных городков, зданий, сооружений, выделяемых для расквартирования подразделений, осуществляющих охрану исправительных учреждений, а также других объектов, производится за счет средств охраняемых учреждений (объектов).
На материально-техническое обеспечение внутренних войск направляются также средства, полученные за выполнение ими на возмездной основе работ (услуг) и других договорных обязательств в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Военнослужащим соединений и воинских частей внутренних войск, привлеченных к выполнению возложенных на них задач за пределами районов их постоянной дислокации, предоставляются жилые помещения для расквартирования, коммунальные услуги, линии и каналы связи, автотранспорт, горюче-смазочные материалы, дополнительное питание за счет средств, выделяемых из республиканского или местного бюджета.
Медицинское обеспечение военнослужащих внутренних войск и членов их семей осуществляется организациями здравоохранения Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также другими организациями здравоохранения по месту жительства, службы (работы) или учебы военнослужащих внутренних войск и членов их семей.
ГЛАВА 7
ИНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Гарантии личной безопасности военнослужащих внутренних войск и членов их семей
Внутренние войска обязаны обеспечить личную безопасность военнослужащих внутренних войск и членов их семей от преступных посягательств на их жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество, связанных с выполнением ими задач, возложенных на внутренние войска.
В целях обеспечения личной безопасности военнослужащих внутренних войск и членов их семей не допускается распространение в публичном выступлении, средствах массовой информации сведений о местах дислокации или о передислокации соединений или воинских частей внутренних войск, об их участии в операциях по обеспечению общественной безопасности.
Информация о деятельности соединений и воинских частей внутренних войск может предоставляться только с разрешения командира соответствующего соединения, воинской части в порядке, определяемом Министром внутренних дел Республики Беларусь.
Статья 26. Надзор за исполнением законодательства Республики Беларусь во внутренних войсках
Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Республики Беларусь во внутренних войсках осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.».
СТАТЬЯ 2. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
СТАТЬЯ 3. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок после вступления в силу настоящего Закона:
представить в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь проекты соответствующих нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным настоящим Законом к его ведению;
подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
привести нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь - А.Г. Лукашенко