МОБИЛЬНЫЙ «КУЛАК»
До начала второй «чеченской» войны оставался неполный год, когда 8 октября 1998 года по инициативе тогдашнего директора ФСБ Владимира Путина было принято решение о создании мобильного «кулака» — в целях усиления силового блока ФСБ. Последующие события в стране и мире полностью подтвердили правильность и, что главное, своевременность принятого решения.
Центр формировался на базе двух боевых управлений — «А» и «В». Или же «Альфы» и «Вымпела». В короткий срок были образованы все необходимые структуры — штаб, отдел кадров, секретариат, финансово экономическое отделение, отдел охраны и служба обеспечения.
Специализацией сотрудников «Альфы», как и раньше, является нейтрализация террористов, захватывающих воздушные и водные суда, наземный транспорт, а также удерживающих заложников в зданиях. У сотрудников «Вымпела» несколько иная «заточка» — обезвреживание террористов на ядерных и стратегически важных промышленных объектах. По прошествии десяти лет, подчеркивают в Центре, каждому из двух управлений удалось в рамках единой структуры сохранить свой подчерк и заложенные традиции. Особенно это касается «Альфы», где не произошло болезненного разрыва поколений — в отличие от «Вымпела», переданного после событий октября 1993 года в состав МВД.
16 июля 1999 года, незадолго до вторжения в Дагестан банд Хаттаба и Ш. Басаева, приказом директора ФСБ была создана Служба специальных операций, которая структурно вошла в состав ЦСН. Ее основное назначение — работа по незаконным вооруженным формированиям, преступным авторитетам, торговцам оружиям и наркобаронам.
Начальником Центра специального назначения является Герой России генерал-полковник Тихонов Александр Евгеньевич, назначенный на эту должность Указом президента России Б. Н. Ельцина 22 октября 1998 года.
За пережитые страной десять лет на плечи сотрудников ЦСН выпала тяжелая задача по борьбе с международным терроризмом на Северном Кавказе и за его пределами. Работая вахтовым методом, от командировки до командировки, практически весь его личный состав прошел северокавказские «университеты». Подобным образом сотрудников Группы «А» по приказу Председателя КГБ В. М. Чебрикова в 1983 1987 годах пропустили через горнило Афганистана. Правда, тогда это называлось «боевыми стажировками».
Первая операция, в которой участвовали сотрудники Центра — отражение агрессии банд «моджахедов», вторгшихся в Дагестан летом 1999 года с территории Ичкерии. Бойцы «Вымпела» действовали в Ботлихе и других местах, устраивая снайперские засады и нанося огневое поражение по боевикам. Ну а дальше для всего Центра началась вторая «чеченская» кампания.
Также на счету спецназа ФСБ охрана первых лиц на территории Чеченской республики, а также десятки успешно проведенных операций против бандитских формирований и конкретных полевых командиров «чеченского джихада». Среди них — филигранное задержание Салмана Радуева, главаря «Армии генерала Дудаева», произведенное сводной оперативно-боевой группой ЦСН в поселке Новогрозненский в 2000 году, и ликвидация Аслана Масхадова в 2005 году — в райцентре Толстой-Юрт.
Сразу после того, как появились сообщения о ликвидации президента Ичкерии, Владимир Путин провел встречу с директором ФСБ. Николай Патрушев лично доложил президенту о проведенной спецоперации: «На основании оперативной информации, о которой я вам докладывал ранее, нами сегодня в Чеченской Республике в населенном пункте Толстой-Юрт проведена силами ФСБ, Центром специального назначения, специальная операция, в результате которой уничтожен международный террорист, лидер бандформирований Масхадов, задержаны ближайшие его пособники. Потерь среди личного состава Федеральной службы безопасности нет».
Вне Чечни настоящей классикой стал «снайперский штурм» междугороднего рейсового автобуса «Икарус», осуществленный летом 2001 года в аэропорту Минеральных Вод сотрудниками «Альфы». Террорист был уничтожен, никто из заложников не пострадал.
Незадолго до этого, в сентябре 2000 года, была проведена успешная спецоперация в поселке Лазаревском Краснодарского края, где вооруженные бандиты захватили в заложники строителей частной гостиницы. Они забросали гранатами двор перед зданием, требовали большую сумму денег и самолет. Ситуацию удалось разрешить без применения силы благодаря мастерству переговорщиков ЦСН. В результате террористы освободили заложников и сдались. Операцией руководил начальник Центра генерал-полковник Тихонов.
Высочайшей проверкой на прочность, профессионализм и силу духа стали события в Театральном комплексе на Дубровке. Благодаря филигранным действиям бойцов «Альфы» и «Вымпела», прошедших по лезвию бритвы, заложники были освобождены, а террористы ликвидированы.
На следующий день после освобождения заложников «Норд-Оста» сотрудников «Альфы» и «Вымпела» пригласил в Кремль Владимир Путин. Случай беспрецедентный: Ельцин никогда — даже в кризисные дни августа 1991 го и октября 1993 го — не принимал в своих апартаментах рядовых спецназовцев. Не жаловал их и Горбачев. Прежние вожди предпочитали общаться только с генералами. Бойцы Центра прибыли к президенту в полном составе, в костюмах и при галстуках. Путин многих лично приветствовал со словами благодарности. А в своем выступлении отметил высочайший профессионализм спецподразделений ФСБ.
Никто в тот момент не мог, естественно, предположить, что впереди спецназ ФСБ и страну в целом ожидают не менее драматические события — захват школы № 1 в городе Беслане, осуществленный по приказу Масхадова и Ш. Басаева. И самопожертвование бойцов с буквами «А» и «В».
«В наших ребят стреляли из за спин детей и женщин, — говорит начальник Управления «А» генерал-майор Владимир Винокуров, — и во многих ситуациях единственное, что они могли делать, — накрыть своими телами гранаты или собственной грудью заслонить от пуль заложников. Мы потеряли тогда десять человек, более тридцати были ранены».
В настоящее время Центр спецназначения, дислоцированный на юго-западе Москвы (объект «Прибой») и подмосковном городе Балашиха, состоит из четырех боевых структур. Кроме управлений «А» и «В» и Службы специальных операций создано подразделение с постоянным местом дислокации на Северном Кавказе. Свою оперативно-боевую работу ЦСН осуществляет в тесном взаимодействии с Управлением авиации ФСБ. Особая статья — вклад медиков Центра, чьими умелыми и мужественными руками сохранены многие жизни и судьбы.
За десять лет Центром проведено свыше 2500 боевых мероприятий по освобождению заложников, нейтрализации главарей бандформирований, пресечению каналов незаконного сбыта оружия и наркотиков, охране руководства страны. Шестнадцать офицеров и прапорщиков удостоены звания Героя России (восемь из них — посмертно), более 1500 боевых орденов и медалей вручены сотрудникам ЦСН.
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
Желающих попасть на службу в Центр очень много. Отбор строгий: в первую очередь в ЦСН ориентируются на людей, которые уже зарекомендовали себя профи в одной из областей специальной подготовки, имеющих боевой опыт и хорошее военное образование, а также на выпускников вузов Министерства обороны, внутренних войск МВД, Пограничной службы ФСБ и Рязанского училища ВДВ. При этом в Центре занимаются подготовкой профессионалов таких категорий, которых могут вырастить только сами — снайперов, парашютистов и боевых пловцов.
Помимо физических данных особое внимание обращается на высокие морально-психологические качества. Приходя в одну из структур Центра, кандидат должен осознавать и быть готовым, если того потребуют обстоятельства, отдать свою жизнь, спасая жизни заложников. Процесс изучения длится минимум год-полтора, отсев очень большой.
В основе подготовки сотрудников ФСБ находится сплав элементов боевых искусств, отобранных практикой. В его состав входят рукопашный бой, бокс, самбо, дзюдо и некоторые элементы каратэ. Инструкторы Центра внимательно отслеживают современные тенденции развития и творчески используют те из них, которые могут обеспечить наибольшую эффективность в оперативно-боевой работе. Примерно в половине операций, проведенных сотрудниками Центра, успех решался как раз благодаря мастерскому владению приемами рукопашного боя.
Что касается огневой подготовки, то она имеет ярко выраженный прикладной характер. Акцент делается на выработку устойчивых навыков стрельбы в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям. Уровень сотрудников ЦСН позволяет им занимать призовые места на всероссийских и международных соревнованиях, а также эффективно решать весь спектр оперативно-боевых задач. Сотрудники Центра выигрывали и становились призерами чемпионатов мира и Европы по стрельбе из снайперской винтовки.
Как подчеркивают в ЦСН, на становление молодых сотрудников нацелена вся система подготовки. Ею занимаются руководители всех уровней и инструкторы. Она включает в себя, помимо иных аспектов, институт наставничества, прохождение различных учебных сборов, занятий и получение хорошей оперативной подготовки в учебных центрах и заведениях ФСБ. Одна из главных задач, которую ставят в Центра, — не только научить классно стрелять и владеть приемами рукопашного боя, но, прежде всего, осознанно действовать в составе подразделения.
Один из традиционных вопросов, задаваемый командирам спецназа ФСБ: сколько времени требуется, чтобы из новичка вырастить настоящего профессионала? В прежние годы ответ был таков: пять лет. Теперь этот срок составляет, как правило, около трех лет. Он зависит, конечно, от уровня подготовленности человека на момент его зачисления в подразделение. Сейчас профессиональное становление происходит гораздо быстрее: такова специфика! Последние десять лет Центр непрерывно участвует в специальных операциях на Северном Кавказе, что сказывается на качественном уровне личного состава.
Решающую роль при выполнении боевых задач имеет психологическая подготовка. Об этом во время Открытого чемпионата ФСБ России по рукопашному бою, посвященному десятилетию ЦСН, подчеркнул в интервью прессе начальник ЦСН, Герой России генерал-полковник Александр Тихонов: «Вопросы психологии стоят на первом месте, даже по сравнению с вопросами вооружения и экипировки. Психологическая готовность офицера спецназа эффективно действовать в обстановке, которая постоянно развивается и не предсказуема, является решающим фактором для успешного выполнении поставленной задачи».
«За эти годы было проведено большое количество специальных операций, в том числе и по освобождению заложников. Среди них известные и малоизвестные операции, в которых происходила закалка офицеров, и где центр набирал свою мощь. Самое главное, что все эти годы мы совершенствовали тактику проведения спецопераций, повышали уровень профессионализма, в том числе психологическую подготовку сотрудников», — отметил руководитель Центра.
Подавляющая часть вооружения, снаряжения и средств защиты, используемых сотрудниками Центра, является образцами отечественного производства. Исключение составляют приборы ночного видения, снайперское оружие, оборудование и экипировка водолазов, а также средства связи.
На «Прибое» и в Балашихе выработаны критерии боеготовности как Центра в целом, так и каждого подразделения в отдельности. Они заключаются в укомплектованности личным составом, наличии необходимого количества вооружения, снаряжения, средств связи, высокой профессиональной выучке сотрудников и слаженности подразделений, здоровом морально-психологическом климате в коллективах, отлаженном устойчивом управлении, высокой мобильности.