В начале семидесятых во Франции были созданы специализированные подразделения по борьбе с терроризмом. Очевидно, это было связано с потерей Францией колоний в арабской части африканского континента и с тем, что выходцы оттуда, живущие в крупных городах Франции стали представлять серьезную угрозу внутренней безопасности страны, проводя террористические акции.
Состав этих групп был непостоянен, и их члены созывались всякий раз, когда этого требовала необходимость. Одно из подобных подразделений было создано после террористических актов в Мюнхене в 1972 году. Бригада борьбы с терроризмом «Briqate Anti Commando – BAC», которой командует комиссар Бруссар, насчитывает в своем составе 50 человек, из которых восемнадцать – наставники полицейской школы в Венсне. Служащие подразделения проходят ежемесячные однодневные сборы под руководством инструкторов общевойсковой спортивной школы.
Другая группа непосредственно ориентирована на борьбу с терроризмом – Группа вмешательства «Group dinterventionda Gendar-men nationale», созданная в рамках национальной жандармерии. Она находится в южном пригороде Парижа, в Мезон – Альфоре. Другое, менее крупное, размещается на юге Франции, в Монмарконе.
Это подразделение было создано в марте 1974 года для борьбы с распространившимся тогда новым видом преступности: захватом заложников в политических целях или для получения выкупа.
Имелась в виду и еще одна возможная функция этой группы: подавление мятежей в тюрьмах и при захватах самолетов, то есть в тех случаях, когда преступники вооружены и рядом с ними находятся их жертвы – заложники, что затрудняет применение оружие.
Подразделение GIGN, находящееся в Мезон – Альфоре, размещается в казармах вместе с тремя эскадронами местной жандармерии, однако существует независимо. Этим подразделением командует капитан Пруто и его заместитель лейтенант Барриль. Численный состав – 40 жандармов, в том числе два старшины. В этом подразделении тринадцать первоклассных пловцов – подводников, три проводника собак, девять человек имеют черные пояса по карате и дзюдо, двенадцать – коричневые пояса.
Подготовка новых бойцов осуществляется в этом же подразделении. Вновь прибывшие в течение восьми месяцев проходят интенсивную подготовку и к выполнению боевых заданий привлекаются только после ее окончания.
В группу набираются добровольцы из профессиональных жандармов после тщательного отбора и тестирования. Для поступления в этот отряд кандидаты должны иметь не менее чем трехлетний срок службы в жандармерии и быть моложе тридцати. Проверка прошедших медкомиссию, а затем серию тестов по физической и стрелковой подготовке включала марш-бросок на восемь километров с грузом одиннадцать килограммов за сорок пять минут, подъем по канату на семь метров без помощи ног за девять секунд, плавание на пятьдесят метров кролем за тридцать три секунды, подводное плавание на пятьдесят метров без дыхательных аппаратов, хождение по бревну с завязанными глазами. Кроме всего прочего, кандидаты должны успешно выдержать такое испытание, как нападение бойцовской собаки. Также очень высоки требования по уровню стрелковой подготовки.
Зачисленные в группу приступают к занятиям, которые существенно не отличаются от подготовки других бойцов. Много времени уделяется физическим упражнениям, состоящим из занятий разного рода боевых единоборств, плавания, кроссов.
Практически каждый день бойцы подразделения занимаются огневой подготовкой: стрельбой из различного вида пистолетов и револьверов и снайперских винтовок. О том, насколько серьезен этот раздел подготовки, говорит норма расхода патронов на человека – четыреста тысяч в год.
Серьезная работа проводится с бойцами группы и в части спецподготовки. Это – работа с миниатюрной приемопередающей аппаратурой, перископы для наблюдения из укрытия, приборы для подслушивания, фототехника.
Морально-психологическая подготовка имеет целью развить у бойцов способность сохранять хладнокровие и чувство ответственности в самых непредвиденных обстоятельствах.
Группа находится на казарменном положении и сохраняет круглосуточную боевую готовность. В случае необходимости она комплектуется вертолетами жандармерии, что позволяет достигнуть любого департамента Франции в течение двух часов.
Сотрудники этого специального подразделения принимали активное участие в подавлении мятежа в Саудовской Аравии в ноябре 1979 года, когда около полутора тысяч мятежников захватили мечеть в Мекке. После неудачных попыток штурма мечети правительственными войсками король Саудовской Аравии Халед обратился к Президенту Франции д. Эстену с просьбой о помощи. Пять специалистов из GIGN, присланных в Мекку в ответ на просьбу саудовского правительства, не только разрабатывали план действий, но и фактически руководили некоторыми операциями, в которых использовалось доставленное из Франции на самолете оружие и специальное снаряжение.
Участие сотрудников специального подразделение в этой операции – не единственный случай международного сотрудничества французских спецслужб. В 1979 году руководители GIGN капитан Пруто и комиссар Бруссар выезжали в Марокко для консультации по созданию в марокканских спецслужбах антитеррористического подразделения.
Кроме боевых, во Франции созданы информационные службы по борьбе с терроризмом. До 1970-го года информационное обеспечение лежало на управлении по наблюдению за территориями. В 1978 году оно было реорганизовано и поделено на две группы, одна из которых ориентирована на странах Европы и Среднего Востока, другая – на Латинскую Америку.