Объявлено о возможности создания совместного российско-итальянского предприятия по разработке и производству новейших типов стрелкового оружия. За основу перспективного продукта для начала берется один из пистолетов фирмы «Беретта».
Высшие военные чиновники очень хотят перевооружить подчиненную им армию самым современным, с их точки зрения, оружием. По их разумению, выпускается сейчас оно только на Западе, где его и собираются для отечественных вооруженных сил закупать. Завершается подготовка контракта по французскому десантному кораблю типа «Мистраль». Ведутся переговоры по закупке французской боевой амуниции. Рассматривается возможность лицензионного выпуска в России итальянских бронеавтомобилей. А недавно до нас донесли вообще сенсационную и, одновременно, печальную новость. Оказывается, у нас очень плохо обстоят дела с производством стрелкового оружия. И качество у него не отвечает современным требованиям, и дизайн не тот. Вот на Западе, что ни винтовка, что ни пистолет - так просто загляденье какое-то. А у нас? Чуть ли не топором сработано. Так что в скором времени, и это вполне реально, начнутся массовые закупки за границей красивых и очень современных автоматов-пистолетов-пулеметов.
Конечно, в Министерстве обороны сейчас тон задают не военные профессионалы Генштаба, а гражданские советники министра. И можно было бы списать это преклонение перед западными технологиями на их врожденный и чисто штатский менталитет. Формировался этот менталитет таким образом: раз не может отечественная автопромышленность выпустить свой собственный гражданский автомобиль надлежащего качества и комфорта, то и хороший бронеавтомобиль своими силами сделать мы не можем в принципе. У тех, кто работает в Оборонно-промышленном комплексе, точка зрения несколько иная. Но! Сейчас и в оборонке, похоже, происходит переоценка ценностей. И связано это с новым типом менеджмента.
В конце мая один из лидеров отечественной оборонки - гендиректор Ижевского машиностроительного предприятия - «Ижмаш» - Владимир Гродецкий выдал такое, от чего все профессиональные оружейники России впали в ступор.
Потому и промолчали, хотя, казалось бы, поводов для возмущенных высказываний было более чем... По словам В. Гродецкого, которые процитировали многие информагентства, в российской армии замены крупнокалиберным «Стечкиным» нет, а «Беретта» их производит. И далее: «Если будет достигнута договоренность о совместном производстве таких пистолетов, то сам Бог велел это делать на «Молоте», где выпускают «Стечкин».
Здесь что ни слово, то одни вопросительные знаки. Владимир Гродецкий - топ-менеджер новой формации, он в фаворе у самого Сергея Чемезова, главы самих «Ростехнологий». И при этом он не случайный в оборонке человек, а высококвалифицированный специалист, можно сказать, еще советской закалки. В. Гродецкий по образованию радиоинженер, и в основной профессии достиг больших высот. Он долго и очень успешно в советское время работал на Космос. В начале девяностых годов ХХ века каким-то образом оказался в номенклатурной обойме Б. Ельцина, интернет переполнен всякими инсинуациями на эту тему. Как бы там ни было, но в 1996-м его назначают гендиректором Ижевского машиностроительного завода, который стоял тогда на грани краха. А ведь это было старейшим и лучшим в нашей стране оружейным предприятием.
Считается, что именно В. Гродецкий спас «Ижмаш» от полного финансового краха и окончательного банкротства. Увы, радиоинженер, наверное, как-то сумел распорядиться активами огромного оружейного предприятия, но в суть его производства, в суть стрелкового оружия, похоже, так и не вник, хотя рулит «оружейкой» почти пятнадцать лет. Руководитель «Ижмаша» назвал пистолет «Стечкина» крупнокалиберным. Что это значит? Калибр пистолета «Макарова», ПМ, - 9-мм - такой же, как и у автоматического пистолета «Стечкина», АПС. И стреляют они одними патронами - 9х18. То есть калибр у них - 9-мм, а длина гильзы - 18-мм. Но ведь никому не придет в голову назвать маломощный ПМ крупнокалиберным пистолетом! Вся сила АПС в длине ствола - она чуть больше, чем у ПМ. Сами оружейники считали АПС переходным вариантом легкого стрелкового оружия - от пистолета к пистолету-пулемету. В пистолетах фирмы «Беретта» используются патроны 9х19. Прирост длины гильзы всего на один миллиметр значительно повысил кинетическую энергию пули, а, значит, увеличил ее поражающие возможности. Но ведь калибр у «Беретты» не больше, чем у «Макарова» и «Стечкина».
Другой момент. Гендиректор «Ижмаша», расхваливая итальянские пистолеты, как крупнокалиберные и мощные, получается, не знает, что на его собственном предприятии уже несколько лет выпускают малыми партиями очень хороший пистолет Ярыгина. Примечателен он тем, что в нем используется патрон 9х19 - такой же, как и в «Беретте». Фактически, пистолет Ярыгина - аналог лучшим моделям итальянской фирмы, он даже внешне похож на итальянские пистолеты. Хотя стоит в разы дешевле. Но еще более странно то, что Владимир Гродецкий уверен, будто в нашей армии «замены крупнокалиберным «Стечкиным» нет».
А ведь еще в марте 2003-го на вооружение был принят самозарядный пистолет Сердюкова – СПС, именно как полноценная замена пистолету «Стечкина». В отличие от АПС, пистолет Сердюкова очередями стрелять не может. Но он имеет очень мощный пистолетный патрон 9х21. Прирост гильзы с пороховым зарядом по сравнению к АПС и ПМ - три миллиметра. А это огромная дополнительная мощь! Пуля, выпущенная из СПС, прошивает бронежилет самой высокой степени защиты. Никакую «Беретту» с пистолетом Сердюкова даже рядом поставить нельзя. Итальянские образцы проигрывают по всем характеристикам. Выигрывают в одном - в дизайне, они действительно очень изящны. А вот творение конструктора Сердюкова, увы, грубовато. Зато надежно и убойно!
Удивительно, что наш министр обороны до сих пор не знает, что по фамилии он тезка лучшего по своей мощи пистолета в мире, и обращает взор в поисках лучшего оружия куда-то за границу.
СПС, известный также как «Гюрза» и «Вектор», сегодня является одним из самых любимых пистолетов среди профессионалов ГРУ, МВД и ФСБ, непосредственно участвующих в антитеррористических операциях. И на изящную «Беретту» его там никогда не променяют.
Гендиректор «Ижмаша» упомянул завод «Молот», который якобы сейчас выпускает «Стечкины», а скоро будет выпускать «Беретты». По всем официальным данным, выпуск пистолетов «Стечкина» на «Молоте» был директивно прекращен в 1955-м, вся технологическая документация и технологическая оснастка были уничтожены! Кто отдал такое, в прямом смысле антигосударственное решение, не известно до сих пор. Так что те АПС, которые еще стреляют, были выпущены 55 лет назад, как минимум. Умели же делать качественное оружие в советское время…
Конечно, можно, мягко говоря, непрофессиональные с точки зрения оружейника высказывания гендиректора «Ижмаша» списать на некий «политес». Возможно, он хочет любой ценой спасти бывший когда-то уникальным градообразующий завод в Вятских Полянах - тот самый «Молот». Но сможет ли спасти предприятие, которое производило самую широкую номенклатуру стрелкового вооружения, лицензионный выпуск ограниченной партии пистолетов типа «Беретта»? Чтобы ответить на этот вопрос, на кофейной гуще гадать не надо.
И тут всплывает интересная деталь. Ведь неизвестно, кто, как в старом мультфильме, сказал «мяу», и кому активно подыгрывают наши оружейные топ-менеджеры. Кто именно выдвинул идею создания СП между «Ижмашем» и «Береттой»? Были высказывания, что инициатива исходит от итальянцев. Если это действительно так, то есть о чем задуматься. Когда-то они были активными сторонниками совместной разработки и выпуска российско-итальянского учебно-боевого самолета на базе нашего Як-130. Велись активные переговоры, делались попытки создания СП, народ российский ликовал. И что в итоге? В России недавно разбился второй, все еще опытный Як-130. А Италия уже заключает контракты на продажу своего учебно-боевого «М-346» - точной копии невезучего Як-130.
Если наши военные чиновники просто млеют при виде западного оружия - красивого внешне и очень удобного в обращении - и готовы закупать там все, что угодно, то у прагматичных западников свой расчет. Они даже готовы купить у нас «старье» - другого ведь в России нет по определению - за копейки, чтобы потом озолотиться на мировом рынке оружия. Вполне возможно, «Беретта» действительно хочет создать совместное предприятие с «Ижмашем», и даже поделиться с нами своей технологией. Но стоит ли этому радоваться?
Нам элементарно могут за немалые деньги «впарить» технологию прошлого века, но забрать даром идеи и готовые разработки нового тысячелетия.
С другой стороны, ситуация на «Ижмаше» действительно критическая. Технологическое оборудование изношено полностью. Станочный парк не обновлялся несколько десятилетий. И, если ничего не предпринять, то в скором времени в России действительно не смогут производить качественное стрелковое вооружение. Но почему кто-то уверен, что спасать старейший и самый крупный в стране оружейный завод должны итальянцы? Им это надо? Вряд ли. Надо это, прежде всего нам, русским людям и всем гражданам России.
Вот только вряд ли хоть как-то повлиять на организацию процесса спасения нам удастся. У «Ижмаша» свои хозяева - успешные и весьма довольные жизнью, лучшие топ-менеджеры России. А поэтому наша армия просто обречена покупать «крупнокалиберные пистолеты» в Италии, а «легкую броню» в Германии.