Киргизский бунт
С 11 июня на юге Киргизии бушуют массовые беспорядки на этнической почве — киргизы вырезают узбеков. Центром беспорядков стали города Ош и Джалал-Абад. Повсюду идут погромы: толпы воинственной молодежи грабят ларьки и магазины, врываются в квартиры. По официальным данным, на утро 15 июня количество погибших на юге Киргизии достигло 170 человек, а раненых — 1762. Однако представители узбекской общины говорят о более 700 убитых узбеках. Точное количество убитых и раненых подсчитать невозможно — медицинские учреждения на юге республики не могут нормально работать. «Ночью бригады практически не выезжали на вызовы, которых было очень много, потому что врачи просто боятся, — говорит главный врач Службы скорой помощи Оша Токтосун Жумалиев.
- Очень сложно работать в таких условиях, и самим врачам уже необходима психологическая помощь». Из страны уже начался массовый исход беженцев - узбеки бегут из Киргизии. Только за два дня территорию республики покинули около 80 тыс. человек. Еще 100 тыс. собираются последовать их примеру. 12 июня Узбекистан открыл границу для свободного прохода беженцев, но к утру 15 июня осознал весь масштаб потенциального наплыва людей и заявил о намерении границу снова закрыть. «У нас больше нет места для того, чтобы их размещать», — объяснил это решение вице-премьер Узбекистана Абдулла Арипов.
Власти самой Киргизии принимают все меры для того, чтобы остановить насилие. Временное киргизское правительство ввело чрезвычайное положение на территории Джалал-Абадской области. Также на территории области введен комендантский час с 18 вечера и до 6 утра. Власти страны подписали декрет о разрешении силам правопорядка применять оружие на поражение.
Кроме того, временное правительство призвало добровольцев помочь силовым структурам. «Мы призываем офицеров младшего и старшего состава из числа бывших сотрудников министерств обороны, внутренних дел, спецслужб, прошедших службу в Афганистане, всех патриотов нашей страны, независимо от политических взглядов, национальной принадлежности и социального статуса, оказать помощь временному правительству, нашим братьям и сестрам», - заявил отвечающий за силовые структуры заместитель главы временного правительства Киргизии Азимбек Бекназаров.
Но, несмотря на эти экстренные меры, справиться с ситуацией на юге новые власти не могут. «Ситуация остается тяжелой. В городе Ош на поверхности будто стихло, меньше бурной активности, но на самом деле люди ушли в подполье. Мы не располагаем достаточными силами, возможностями, чтобы принести мир и спокойствие, — признает глава временного правительства страны Роза Отунбаева. — Уже началась острая нехватка продовольствия, мы доставляем продукты и наземным путем, и воздушным. У нас третий день люди на ногах, на полном измоте. Наши силовики работают все эти дни не покладая рук… со вчерашнего вечера ситуация переходит через край, нам нужен ввод других военных сил, чтобы купировать ситуацию. В этой связи мы обратились за помощью к России».
Россия действительно не осталась в стороне от событий в Киргизии. Москва уже выслала гуманитарную помощь, а на российскую военную авиабазу Кант в воскресенье прибыли три военно-транспортных самолета ИЛ-76, на борту которых находился усиленный батальон 31−й десантно-штурмовой бригады ВДВ. Но, по словам Дмитрия Медведева, военные будут лишь защищать в случае необходимости семьи российских военнослужащих.
Вводить войска в Киргизию Россия пока отказывается — по словам пресс-секретаря российского президента Натальи Тимаковой, «беспорядки на межэтнической почве в Киргизии являются внутренним конфликтом, и Россия пока не видит условий для участия в его урегулировании». Москва хочет отделаться предоставлением материальной помощи. «У них достаточно сил сегодня, но не хватает техники, вертолетов, наземного транспорта, материально-технических средств и даже горюче-смазочных материалов. Если это будет предоставлено, то как первоочередная мера по наведению порядка этот план сработает», — говорит генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа.
Политологи считают, что такая позиция таит в себе определенный риск. Если Киргизии не помочь, то в стране может начаться полномасштабная гражданская война. Кроме того, если Россия не вмешается, она фактически отдаст Киргизию американцам. США не могут допустить развала страны или же долгих беспорядков в ней. «Для Вашингтона Киргизия является жизненно важным транзитным центром для военных поставок в Афганистан и основной альтернативой рисковым поставкам из Пакистана», — пишет американская The Wall Street Journal.
Однако, по всей видимости, Москва пытается избежать открытого ввода войск потому, что не хочет тем самым подрывать легитимность нынешнего киргизского правительства. Ведь именно с этой целью — продемонстрировать всем слабость и неэффективность правительства Розы Отунбаевой — эти беспорядки и инициировались.
Возвращение под шумок гражданской войны
По мнению большинства аналитиков, за всеми событиями на юге Киргизии стоит бывший президент Курманбек Бакиев. После «тюльпановой революции» его семья резко усилила контроль над регионом — брат президента Ахмат подмял под себя весь южный бизнес, и прежде всего торговлю наркотиками. Часть криминальных авторитетов были ликвидированы, а часть стали верными сторонниками Бакиевых. После свержения Курманбека Бакиева местные бандиты, опасаясь потерять свои позиции, заняли сторону бывшего президента и стали организовывать массовые выступления его сторонников.
Их план был прост: на фоне разворачивающейся гражданской войны временное правительство Розы Отунбаевой, явно не справляющееся с ситуацией, потеряло бы и ту мизерную легитимность, которую имеет. И в этой ситуации спасителем отечества может выступить как раз единственная легитимная фигура — Курманбек Бакиев, который надеется вернуться в страну на штыках миротворческих сил. Но делать это надо в ближайшее время. Дело в том, что 27 июня в стране было назначено проведение общенационального референдума по принятию новой Конституции, которая придала бы легитимность нынешнему правительству.
Кроме того, бакиевцы хотели сделать так, чтобы волнения и кровопролитие начались во время саммита ШОС, — чтобы главы государств, входящих в эту организацию, вынуждены были поднимать «киргизский вопрос». Поэтому, чтобы в экстренном порядке поднять народ, бакиевцы пошли по самому простому пути — намеренно раздули уже многие годы тлеющий в киргизском обществе межнациональный конфликт между узбеками и киргизами. Корень давней неприязни был в том, что киргизам не нравилось, что узбеки (которых, по некоторым данным, насчитывается до 20% населения страны) в целом лучше жили и контролировали сельское хозяйство и торговлю, особенно на юге.
При этом, конечно, у бакиевцев на узбеков был и свой зуб: фактически те узбеки, которые не были аффилированны с преступностью, поддержали правительство Розы Отунбаевой. Когда вооруженные люди попытались сместить назначенного временным правительством исполняющим обязанности губернатора Ошской области Бектура Асанова, именно лидер узбекской общины Кадыржан Батыров и его люди помогли Асанову сохранить свой пост. Представители временного правительства быстро просчитали планы нападавших и постарались принять контрмеры. Так, в ночь на 7 июня им удалось устранить одного из главных криминальных авторитетов юга и организатора предыдущих волнений Айбека Мирсидикова по кличке Черный Айбек, считавшегося «бакиевской криминальной крышей».
Сейчас очевидно, что правительство Розы Отунбаевой не в состоянии справиться с ситуацией. Если ситуация будет и дальше ухудшаться, то очевидно, что без внешней помощи Киргизии не обойтись. В регионе есть те, кто с удовольствием вмешался бы в ситуацию, в частности президент Узбекистана Ислам Каримов. Ташкент давно хочет поиграть мускулами и набрать очки в борьбе с Казахстаном за статус регионального лидера. Однако узбекскому президенту это сделать не дадут — вмешательство Узбекистана будет рассматриваться в Киргизии как поддержка узбекской общины и лишь усилит накал конфликта. Нужна объективная сторона — и, по всей видимости, ею станет Россия. Москве придется пройти по очень тонкой грани — предотвратить раскол Киргизии и одновременно с этим не стать агрессором и сохранить легитимность нынешних властей этой среднеазиатской страны.