В конце 1950-х годов правительство США заказало компании Lockheed самолёт, который мог бы работать как разведчик, мог бы давить пехоту и другие наземные цели, не отягощённые многослойными бетонными крышами и лишённые серьёзных средств ПВО. Кроме того, этот же самолёт должен был иметь возможность перебрасывать туда-сюда небольшие диверсионные группы. Почему такой самолёт понадобился? Потому что другие на тот момент были уже настолько быстрыми и вооружены были такими дурами, что, грубо говоря, в роту пехоты фиг попадёшь – проносишься над нею, как вихрь, а твои ракеты лупят в какую-нибудь мирную хибару тремя километрами дальше. Ну, может, не так круто, но, в общем, нужен был большой летающий гроб, способный чесать под себя из автоматической пушки. Такой и сделали. Назвали АС-130Н Spectre. В просторечии – ганшип (gunship). Вон, в начале записи его фотка. По левому борту торчат пушки. Но это фото, не очень, наверное, впечатляет. Есть лучше – даёт представление о том, почему эти дуры стали называть небесными линкорами. Видели в кино, может быть, как были устроены артиллерийские палубы парусных кораблей времён лихого карибского пиратства, испанских галеонов и британских фрегатов? Вот. Всё новое – это хорошо забытое старое.
Понятно, что летала эта хрень не очень высоко и не очень быстро. Зато давала такой шквал огня, что мама не горюй. Очень удачно американцы, например, использовали AC-130H во Вьетнаме. Ещё лучше – в Гренаде. Короче, везде, где у противника не было нормальных сил ПВО. Представьте себе 1983 год, Гренада, два ганшипа летают по кругу и шпарят вниз из всех стволов, местные военные пытаются дёргаться, но недолго: из автомата самолёт не достать, а через несколько минут всё внутри круга, над которым летали AC-130, превращается в труху. То же самое было потом в Панаме.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=UsA9VtQ_uLg[/youtube] [youtube]http://www.youtube.com/watch?v=DpyFMEKQyrk&feature=related[/youtube]
А вот в 1991-м в Ираке AC-130 обломались: во-первых, не выполнили боевую задачу по обнаружению и уничтожению всяких там ракет и РЛС (их инфракрасные датчики в иракской жарище просто ослепли), а во-вторых один из ганшипов иракцами был сбит. Оно и понятно: нельзя на таких низколетящих дредноутах тусоваться над зенитно-ракетными комплексами. Это вам не безоружных панамцев хреначить.
Штука, короче говоря, неоднозначная. Мощная, но уязвимая.
Наши отечественные конструкторы в своё время, а именно в 1944 году, тоже думали соорудить нечто вроде ганшипа. Проект назывался «Огненный ёж».
Это 88 (восемьдесят восемь!) пистолетов-пулемётов ППШ, закреплённых на специальной платформе в бомболюке бомбардировщика Ту-2. Предполагалось, что пилот, пролетая над колонной пехоты, будет жать на гашетку – и вся эта куча стволов будет лихо выпуливать под себя весь свой боезапас. Но как-то не сложилось. Сделали всего две таких дуры, одну испытали в 1946-м и забросили. Решили, что кассетные бомбы эффективнее.
А вот у наших закадычных потенциальных противников и сейчас летает один адский самолёт-пулемёт. Называется A-10 Thunderbolt II. Фактически, весь он – не более чем летательное приспособление для нехилой дуры, под названием GAU-8 Avenger. Это такая автоматическая пушечка схемы Гатлинга, т.е. со многими вращающимися стволами. На фото она для наглядности помещена рядом с автомобилем «Фольксваген-Жук»:
Вот два тандерболта в полёте. Пушечку тут, как ни странно, не очень видно, хотя она и длиннее самого самолёта.
На этом фото пушку видно получше:
А вот тандем A-10/GAU-8 в работе:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=h0iqS-XCmEQ&feature=player_embedded[/youtube]
Подробнее можно посмотреть (и послушать) в фильме «Пулемёт». Если у вас есть электрический мул, можете постараться утянуть этот фильм по этой ослоссылке.
А про Су-25 мы писать ничего не будем. Потому что, хоть его и называют иногда аналогом A-10, на самом деле это нормальный человеческий штурмовик. Совсем не похожий на сон сбрендившего писателя-фантаста. В отличие от всего вышеперечисленного.