Генерал армии Владимир ПОПОВКИН:
- Конечно, это вопрос переговоров, но речь идет не о миллиарде, а о сотнях миллионов евро. Цена будет определяться той комплектацией, о которой мы договоримся. Кстати, когда «Мистраль» был в Санкт-Петербурге, мы видели, как на его палубу садились два вертолета К-52 и К-226, как они помещались в его ангар, как опускались на нижние палубы.
Подчеркну, что речь идет о пакетной покупке, то есть не об одном корабле, а о нескольких. Есть, правда, вопрос: сколько кораблей будет строиться на наших верфях - два или три? Но прежде чем было принято решение по «Мистралю», поверьте мне, мы провели очень много консультаций с представителями нашей Объединенной судостроительной корпорации и поняли, что проблематично в такие сроки за такую сумму построить нечто подобное. Это признала наша промышленность.
В связи с этим есть смысл привести еще один характерный пример - на сей раз по беспилотным летательным аппаратам. Уже не секрет, что мы потратили несколько миллиардов рублей на их разработку. И что в результате? Сегодня на вооружении Российской армии есть два типа БПЛА. Но они, к сожалению, не удовлетворяют требованиям Министерства обороны и не могут сравниться с теми, что мы закупаем, ни по одному из параметров. Поэтому говорить, что наше вооружение обходится дешевле импортного, сегодня довольно проблематично. Мы уже выходим на внутреннем рынке по многим видам ВВТ на мировые цены. И определяется это в первую очередь стоимостью сырья, всей коммуналки и производительностью труда. Давайте сравним выработку на одного человека в нашей «оборонке» и на Западе. У нас она измеряется десятками тысяч долларов, а там - миллионами. Как у нас может быть продукция дешевле?
Что касается импортных комплектующих, которые якобы, как кто-то сказал, оборонные предприятия вроде бы как тайком устанавливают на свою продукцию, то это не так. В Министерстве обороны данный процесс находится под жестким контролем. И ни одна импортная деталь не будет поставлена, если я как должностное лицо не дам на это согласие. Военные представительства заводов просто этого не разрешат. Скрытая же установка импортных комплектующих просто исключена. Любая продукция проходит тщательную экспертизу на предмет того, как она поведет себя в боевых условиях. И очень большой процент бракуется по разным причинам.
Кроме того, у нас действует соответствующая программа импортозамещения, определен перечень критических технологий, которые надо реализовать в оборонной промышленности для того, чтобы исключить зависимость от зарубежной комплектации. Есть перечень вооружений - стратегические ядерные силы, стратегические оборонительные силы, где импортные комплектации просто в принципе невозможны. Это касается того же ракетного комплекса «Искандер», высокоточного оружия, головок самонаведения, других систем, где мы рисковать просто не можем.
А если взять автомобильную технику или бронетехнику, то мне неважно, какая там система впрыска установлена - наша или «Бош». Это не влияет на обороноспособность. Или взять закупку тех же бронестойких шин для бронетранспортеров. Я в этом не вижу ничего страшного. Конечно, можно построить линию по производству этих шин в России, но она обойдется в триллионы. Таких денег в бюджете страны просто нет. Если посчитать все потребности, которые необходимы на ту же Государственную программу вооружения, то поверьте мне, что эта цифра для нашей страны будет неподъемна. У нас со всех сторон проблемы. Мы хотим содержать такую армию, которая может противостоять самым передовым армиям мира. Но тогда надо посчитать, сколько средств они вкладывают в обороноспособность и сколько мы. И если на это решиться, то мы второй раз придем к 1991 году и народ выйдет на улицу.
И еще такой момент. Когда в прошлом году министр обороны докладывал руководству страны о новом облике армии и связанных с этим проблемах поставки ВВТ, премьер-министром страны Владимиром Владимировичем Путиным было принято решение провести целый ряд совещаний с представителями нашей оборонной промышленности. И такие совещания состоялись. Как и итоговое. Министерство обороны говорило о своих потребностях в ВВТ, в производстве и ключевых технологиях. К сожалению, наша «оборонка» представляет собой наследие тех 80-х годов, когда все было нацелено на массовое производство ВВТ. Тот же Уралвагонзавод в месяц способен был выпустить 1,5 тысячи танков. Но нам сегодня не надо столько. Если учесть, что срок службы танка 20 лет, то в год необходимо всего 200 штук максимум. При этом в стоимость танка закладывается масса самых различных налогов, отчислений на содержание помещений, социалки и т. д.
В Ижмаш, который, как известно, делает стрелковое оружие, доставили очень хороший импортный станок по производству стволов. Но он оказался в цехе размером в четыре футбольных поля. И все это отапливается, освещается, охраняется... Поэтому выпускаемый ствол обходится дороже, нежели закупать его у тех же англичан.
И как раз на совещании у премьер-министра шла речь о том, что же нам делать с нашим ОПК, как его модернизировать, за счет каких ключевых технологий. Где модернизировать, а где строить новые производства - с нуля, с закупкой импортных технологий. В первую очередь они должны обеспечить развитие наших стратегических оборонительных сил с учетом того, что нам надо защищаться от высокоточного оружия, создавать воздушно-космическую оборону. И такие решения тоже приняты.
А не ошибается тот, кто вообще ничего не делает. Не забывайте: мы сейчас очень много делаем по бронетехнике, как бы отказываясь от наших традиционных образцов. Нам надо беречь солдата. Мы уходим в демографическую яму. Поэтому нужна другая, более надежная техника. Почему на БМП все наверху ездят? Потому что при подрыве машины страдают ее экипаж и десант. Значит, нужна другая БМП. А чем мы располагаем для ее создания? Двигателя нет, брони нет, нормальной системы управления нет, снаряда хорошего нет. И везде для их производства нужны новые технологии.